Программы поддержки Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Инфраструктура поддержки Реестр субъектов получателей поддержки Законодательство

Календарь событий

АПРЕЛЬ 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

Колонка эксперта

Абаев Алан Лазаревич - д.э.н., зав. кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ

СНГ

Краткий анализ региона с точки зрения доступности для российских товаров и основных торговых партнеров

1. Текущее состояние экономики региона

Экономика стран региона неоднородна. Наряду с наиболее сильными государствами, такими как Украина, Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, существует ряд стран с откровенно слабой экономикой, которые по большей части относятся к азиатскому кластеру СНГ.

Объединение стран позволило создать единое экономическое пространство, для свободного товародвижения. При этом в рамках объединения имеются страны с разной структурой экономик, что позволяет диверсифицировать взаимную торговлю.

По этой же причине достаточно тяжело говорить об общих показателях импорта для региона, поскольку для каждой страны они приобретаю различные значения.

Наиболее развитые страны переживают переход от индустриальной к постиндустриальной стадии, с развитием сферы услуг и высокотехнологичных областей. Менее развитые страны либо находятся в зачаточной стадии индустриализации, либо занимают крепкое положение поставщиков сырья.

Крайне важную роль играет формирование Таможенного союза трех государств-членов региона: России, Белоруссии и Казахстана, что позволит в ближайшем будущем снять многие вопросы по взаимному пересечению товарами границ.

Вместе с тем, страны региона формируют огромный рынок сбыта для российских товаров.

2. Перспективные направления экспорта

Исходя из исторической близости государств региона, рынок сбыта для российских товаров давно и прочно сформирован. Фактически в настоящее время нет никаких ограничений, способных повлиять на сокращение широты номенклатуры поставок.

С другой стороны, при кажущей простоте товарного обмена в рамках экономического пространства стран региона, каждая из сторон старается защитить внутренний рынок, ограничивая импорт из государств-соседей.

3. Ограничения доступа российских товаров

Азербайджан

В Азербайджане введены дифференцированные ставки акцизов на импортируемые легковые автомобили, яхты и иные плавательные средства. Увеличены ставки акцизов на импортную алкогольную продукцию.

Армения

В Армении применяется дифференцированный подход при взимании акцизного налога на алкогольную продукцию местного и импортного производства. Признавая дискриминационный характер принятых мер в отношении российских товаров, армянская сторона объясняет её принятие необходимостью применения антикризисных мер с целью стабилизации экономики страны.

В рамках закона «О табачной продукции» армянская сторона взимает сбор с импортируемой продукции, сумма которого в 1,5 раза превышает ставку аналогичного сбора для отечественной продукции. Кроме того, при калькуляции размера такого сбора была использована импортная ставка таможенной пошлины, которая, по сути, должна быть отменена во взаимной торговле в соответствии с соглашением о свободной торговле между Россией и Арменией.

Белоруссия

В Белоруссии последовательно проводится политика защиты внутреннего рынка от иностранного импорта. В целом действующие в Белоруссии ограничительные меры можно охарактеризовать следующим образом: - меры административного характера. Так, контроль за исполнением параметров прогноза социально-экономического развития осуществляется путем установления требований, в соответствии с которыми необходимо соблюдение организациями торговли определенной, ограниченной доли продаж импортных товаров, в том числе российских; - меры, направленные против конкретных товаров. Как правило, такие меры вводятся в отношении товаров, производство которых активно развивается в государстве. Это относится к табачной, алкогольной и рыбной продукции, ввоз которой разрешен только через институт специмпортеров, которые в административном порядке устанавливают объемы импорта и ценовые параметры контрактов.

Например, обычной практикой является предписание предприятиям торговли и общественного питания по закупке установленных объемов пива белорусского производства для реализации. При этом действует указание обеспечить экспорт пива белорусского производства в объемах ввезенного пива иностранного производства. К розничным ценам на алкогольные и слабоалкогольные напитки в объектах общественного питания установлены дифференцированные размеры предельных наценок. Под предлогом борьбы с серым импортом осуществляется обязательная маркировка контрольными знаками ряда товаров (кофе, чая, масла растительного, соков фруктовых и овощных, питьевой воды, минеральной воды, пива, слабоалкогольных напитков, масел моторных, моющих средств, обуви, принтеров, вычислительных машин, мониторов, мобильных телефонов, материальных носителей, телевизоров,часов и прочих). - неравные условия при доступе на белорусский рынок государственных закупок. Российские производители регулярно сталкиваются с различного рода ограничениями, свидетельствующими об отсутствии национального режима при допуске к соответствующей процедуре.

- В частности, законодательно отдается предпочтение осуществлять закупки у производителей/резидентов РБ (Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» от 20 декабря 2008 г. № 1987 с изменениями).

- Кроме того, товарам, произведенным белорусскими предприятиями (в перечень, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 г. № 224, вошли шифер, керамическая плитка, сантехника керамическая, железобетонные и бетонные изделия, строительные смеси, окна и др.), предоставлено конкурентное преимущество при их поставках строительным организациям в виде освобождения от участия в процедурах закупок, т.е. в отличие от российских товаров аналогичная продукция белорусских производителей избавлена от временных и дополнительных материальных затрат и может за счет этого фактора быстрее дойти до конечного потребителя.

- По-прежнему значительная часть государственных закупок в Беларуси выведена из процедуры открытых торгов. Так, по итогам 2009 г. из проведенных 175350 процедур закупок 143415 процедур (81,8%) было проведено на неконкурсной и непубличной основе (процедуры оформления конкурентного листа и закупки из одного источника), что заведомо дискриминировало российских претендентов относительно белорусских.

- Остался без изменений и механизм закупок на конкурсной основе товаров (по установленному перечню) по согласованию с Комиссией по повышению конкурентоспособности экономики и комиссиями по повышению конкурентоспособности экономики, созданными облисполкомами или Минским горисполкомом, решения которых являются обязательными для исполнения конкурсными комиссиями. Данные Комиссии при наличии в республике производства аналогичных товаров зачастую рекомендуют заказчикам ограничить торги участием в них отечественных товаропроизводителей или лиц, предлагающих товары белорусского происхождения.

- ограничения в валютной сфере. С 2009 года по настоящее время действует ограничение Национального банка Республики Беларусь на проведение импортерами авансовых платежей на уплату иностранных, в том числе российских товаров, препятствующее осуществлению сделок с российскими участниками ВЭД.

- Не разрешенным с 2005 года остается вопрос, связанный с налогообложением отдельных российских товаров, прежде всего фармацевтической продукции, медицинского оборудования и легковых автомобилей. Например, Декретом Президента Республики Беларусь от 06.09.2005г. № 10 с 1 января 2005 года исключительно для российских лекарственных средств, изделий медицинского значения и медицинской техники предусмотрено взимание НДС при ввозе на территорию Белоруссии по ставке 18%, что позволило белорусской стороне не только переориентировать соответствующие налоговые платежи из российского в белорусский бюджет, но и увеличить их за счет повышения ставки налога. Только в 2009 году Президентом Беларуси было принято 10 нормативных документов (9 указов и 1 Декрет), в соответствии с которыми в отношении ввозимых из третьих стран на территорию республики товаров предоставлялись освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость. При этом данные льготы не распространялись на товары, ввозимые из Российской Федерации, что ставило их в дискриминационное положение. Отказ белорусской стороны в применении к российским товарам режима наибольшего благоприятствования потенциально снижает возможности как российского экспорта товаров в республику, так и участия российского капитала в модернизации белорусских предприятий.

Кроме того, в Белоруссии созданы неравные конкурентные условия для российских и белорусских товаров посредством проводимой государством политики масштабного субсидирования. В результате такой политики российские производители терпят ущерб не только на белорусском рынке, но и на российском, поскольку их товары вытесняются более дешевыми белорусскими товарами.

Проблемы в области государственных закупок и в сфере субсидирования учитываются при разработке соответствующих соглашений, разрабатываемых в настоящее время в рамках Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.

Казахстан

В Казахстане применяются дифференцированные ставки акцизов на импортную и отечественную алкогольную и табачную продукцию, и сохраняется угроза введения специальных защитных пошлин в отношении некоторых видов кондитерских изделий, кровельных материалов, стеклопосуды, ваты и изделий из ваты и дрожжей. Несмотря на неселективную природу специальных защитных мер (в отношении импорта из всех стран вне зависимости от источника происхождения), одной из основных целей проведения специальных защитных расследований Казахстаном явилось стремление ограничить импорт российских товаров на внутренний рынок. Так, например, ежегодные поставки российских кровельных материалов в общем объеме импорта в Казахстан составляют около 98 %, банок для консервирования – от 40 до 65 %, кондитерских изделий – от 15 до 25 %. В случае введения Казахстаном специальных защитных мер, поставки российских производителей на сумму около 80 млн.долл.США ежегодно могут быть приостановлены. Выявлен случай введения меры технического регулирования без достаточного на то научного обоснования. Это касается введенного в 2002 году запрета на импорт пива солодового в ПЭТ упаковке.

Киргизия

Киргизия в целях защиты отечественного производителя и создания благоприятных конкурентоспособных условий для отечественной пищевой промышленности, установила квоту на ввоз сахара белого, а также сократила количество предприятий, которым выделяется квота на ввоз данного товара. С 2009 года сроком на 3 года введены специальные защитные пошлины на импорт муки из твердых и мягких сортов.

Молдавия

В Республике Молдавия введен дополнительный сбор на импорт товаров, в процессе использования которых загрязняется окружающая среда. В результате беспошлинный режим свободной торговли, установленный двусторонними обязательствами, нивелируется посредством введения меры, эквивалентной по действию таможенной пошлине.

В перечень товаров, в отношении которых применяется вышеуказанный сбор, входят следующие позиции: нефтепродукты, лаки, краски, удобрения, резиновые и пластмассовые изделия, покрышки, транспортные средства, электроприборы. Данному сбору подвергается также упаковка импортируемой продукции из пластика или «tetra-pack» в размере от 2 до 5% от стоимости содержащейся в ней продукции. Ежегодный ущерб российский экспортеров от уплаты такого сбора исчисляется в размере около 1 млн. долл. США ежегодно.

Туркменистан

В Туркменистане применяются дифференцированные ставки акцизов на импортную и отечественную продукцию на следующие товары: спирт; крепкие спиртные напитки; виноградные и другие вина; пиво; табачная продукция; легковые автомобили.

Узбекистан

В Узбекистане количество ставок акцизов и их размер на импортируемую продукцию (более 400 позиций) во много раз превышает перечень отечественных подакцизных товаров. Вследствие задержки конвертации национальной валюты в СКВ для оплаты обязательств российским компаниям по внешнеэкономическим контрактам накопилась огромная задолженность узбекской стороны перед российскими предприятиями (в основном, предприятиями автомобильной промышленности) в размере 35 млн. долл. США. Кроме того, узбекская сторона взимает дополнительный сбор в Республиканский дорожный фонд при Минфине Узбекистана за приобретение и (или) временный ввоз на территорию Узбекистана автотранспортных средств при их регистрации в органах МВД, от которого освобождены отечественные производители.

Потребительский кредит выдается только тем организациям, которые реализуют товары национального производства.

Украина

Отличительной чертой последних лет является активизация в Украине инициирования антидемпинговых и специальных защитных расследований, основными целями которых являются главным образом российские товары. В настоящее время Украина применяет 5 специальных защитных и 5 антидемпинговых мер, а также проводит 4 специальных защитных расследования.

Общий ущерб от применения Украиной ограничений в отношении российских товаров составляет порядка 80 млн. долл. США ежегодно. Политика Украины в области применения инструментов защиты рынка зачастую сопровождалась предвзятым отношением к участникам расследований. Разрешением данной ситуации может стать унификация процедур введения и применения мер защиты рынка, которые в настоящий момент обсуждаются в рамках соглашения о зоне свободной торговле СНГ, а также формирование эффективного механизма разрешения споров.
Теги: экспорт